Проблемы домашнего поведения

Статистика показывает, что поведенческие проблемы домашних животных являются основной причиной разрыва отношений между человеком и собакой в городе. Большинство собак, сознательно приобретаемых в качестве домашних животных, сдаются в приюты или “выбрасываются” на улицу. Такие факторы как погрыз предметов, гиперактивность, неуместная экскреция (мечение), агрессия собак по отношению к людям и другим животным заставляют расставаться с животным.

Не все владельцы знают, что можно лечить или корректировать поведение собаки. Многих неразрешенных, приводящих иногда к расставанию с животными проблем, можно избежать заранее, если осознанно и более осведомленно подойти к выбору питомца, проконсультировавшись предварительно с психологом или специалистом по поведению животных.

Необходимость консультаций специалиста по поведению домашних животных в настоящее время является достаточно актуальной, естественно в рамках учреждений, занимающихся обслуживанием владельцев животных, в первую очередь ветеринарных клиник.

Во многих медицинских учреждениях уже давно введены отделы и кабинеты психологической разгрузки, работают специальные пункты, наработана методика организации. Существует также множество проектов астрологического характера. В популярной литературе в области собаководства также появляются материалы, связанные с желанием разобраться в проблемах домашнего поведения.

Отношения человека и собаки вследствие широкой урбанизации достаточно сложны. Нехватка жилой площади, жесткий режим содержания собаки, порой отсутствие полноценного места выгула, незнание основ управления собакой в городе приводит к конфликту не только в семье, но и с общественностью. Большую работу в этом направлении проводят клубы и общества кинологического профиля. Помощь оказывают специалисты, работающие на базе ветеринарных учреждений, так как только они связаны непосредственно с каждым владельцем собак через обязательную вакцинацию от бешенства. Здесь клиенту разъясняют принципы взаимоотношений между человеком и животным, при необходимости дают направление к инструктору учреждения. Обычно собаку приучают садиться, ложиться по команде, подходить при подзыве, двигаться рядом с хозяином на поводке, уходить на место по требованию и отказываться от нежелательных действий по приказу хозяина. Многие владельцы собак считают, что этого достаточно. Позвольте не согласиться. Вашей собаке требуется выгул, элементарная разрядка, соответственно, без этапа адаптационной подготовки не обойтись. Этот этап подразумевает управление собакой в присутствии сильных раздражителей и осуществление контроля над ней в непредвиденных ситуациях. Такую подготовку можно пройти только во время дрессировки по курсу послушания под руководством инструктора на дрессировочной площадке, в группе или индивидуально.

Любая ошибка в воспитании и обучении заставит владельца прилагать усилия по ее исправлению, что потребует от него моральных, физических и материальных средств.

Специалист выполняет и другие функции, например, ведет аналитический учет нестандартных случаев поведения, их коррекции, создавая базу для научных изысканий и, тем самым, предупреждает проблему, разрешая ее в самом начале. Лучше предупредить, локализовать проблему заранее, чем потом лечить не только собаку, но, возможно, и человека.

Цели воздействия на собаку при консультировании и коррекции

В понятие “консультирования” входит оказание помощи владельцу собаки в виде советов и рекомендаций на основе предварительного обследования и знакомства с теми проблемами, с которыми он столкнулся в процессе развития щенка. Обычно это проходит в форме беседы. Рекомендации консультанта не являются обязательными и могут быть учтены или не реализованы, причем ответственность за их выполнения берет на себя то лицо, которому они даны (в случае отказа от их выполнения).

Многие формы поведения собаки разворачиваются по типу цепных реакций. Выпадение того или иного звена цепи приводит к неадекватному поведению собаки, поэтому понятие “коррекция” предполагает непосредственное практическое воздействие специалиста на поведение физически здоровой собаки для избавления ее от вредных привычек и склонностей. Обычно целью специалиста является: эмоциональное раскрепощение собаки, формирование необходимых потребностей, выработка и закрепления эффективных форм адаптированного индивидуального поведения, повышение активности. При этом основными этапами работы могут являться: установление контакта с собакой, установление доверия, преодоление конфликта, подкрепление положительного поведения. Здесь он выступает как тренер, инструктор для владельца, воспитатель для молодой собаки, отвечающий за результаты применяемых им средств воздействия, коррекционных приемов и методов (тренинга). Естественно, такая коррекция включает в себя не только работу с собакой, но и подготовку владельца к правильному управлению ей во время и после коррекции.

Обычно при встрече с владельцем выясняют:

- причины выбора породы собак,

- известна ли владельцу наследственность его собаки,

- известна ли история развития и выращивания щенка,

- сведения о рабочих качествах и обучения родителей,

- время возникновения и характер проблемы,

- что предпринимали для решения проблемы: дрессировка собак, фармакологическое воздействие,

- есть ли у нее место: выбрано ли оно собакой, или хозяином,

- отношение к посторонним людям,

- отношение к другим собакам на выгуле.

Далее обращается внимание:

- на заискивающее поведение собаки,

- дрожь и проявления агрессии у собаки,

- недержание мочи,

- различные изменения поведения без видимых причин,

- полное безразличие к хозяину и окружающим,

- попытки спрятаться.

Примеры коррекционного определения ведущей роли владельца собаки

а) Владельцу (членам семьи) необходимо заходить в дом (квартиру) первым. Это право вожака.

б) Кормить собаку рекомендуется только после того как владелец (члены семьи) поел сам. Вспомните, так поступали наши предки - они откидывали недоеденный корм диким собакам.

в) С момента появления собаки в доме увеличение количества корма должно быть пропорционально социализированному психологическому освоению территории и имеющимся раздражителям в том месте, где она проживает. При излишне обильном кормлении собака может терять интерес к владельцу и дому, а значить быть бесконтрольной. Необходимо давать то количество пищи, которое физиологически будет стимулировать постоянную концентрацию внимания на хозяине и желание получить дополнительное питание за какую-нибудь проделанную работу (команду).

г) Собаке необходимо корректно показывать, что вы физически сильнее. Для этого почаще трогайте ее руками, больше “валяйте”, “тормошите” за холку, слегка похлопывайте по корпусу ладонью. Производите ежедневный осмотр глаз, зубной системы, ушных раковин, шерсти, подмышечных впадин, паховой зоны, ногтей и т. д. Играйте с ней в перетягивание предмета, причем вы всегда должны оставаться победителем (при игре с чужим человеком, желательно, чтобы выигрывала собака), но не злоупотребляйте, собака может потерять интерес к игре.

д) Если вы чувствуете, что собака может вам не подчиниться, а вы не сможете ее заставить, не давайте команду.

Примеры коррекционного воздействия на собаку для соблюдения чистоты в доме.

а) Собаку желательно приучить выгуливаться в одном месте. Если вы, выведя собаку на прогулку, дождетесь оправления, то в следующий раз она будет это делать именно в этом месте, даже тогда, когда этого ей не хочется. Она все равно отметит этот участок. Для щенка желательно в помещении постелить газеты в выбранном месте. В дальнейшем, когда под ногами у щенка зашуршит бумага, это будет для него сигналом к оправлению.

б) При четком режиме питания и выгула собака оправляется только в одно и тоже время за исключением случаев дачи лакомства со стола. Тогда происходит самопроизвольное “включение кишечника” и собака может не дождаться выгула. Поэтому нежелательно обучать молодую собаку в квартире при помощи лакомства, в этом случае необходимо пользоваться только игровыми средствами научения. В крайнем случае, выведите собаку, не дожидаясь “аварии”.

в) Нельзя поощрять собаку во время оправления, может возникнуть реакция на эмоционально - экспрессивное состояние владельца. В этом случае при даче сигнала поощрения, например, “хорошо”, собака может “цистить” в самых неожиданных случаях. Например, при встрече хозяина после работы, при появлении знакомого лица, достаточно будет заговорить с собакой ласковым тоном и она может оправиться.

г) Необходимо помнить, что после ухода из квартиры людей, не относящихся к семье, собака может метить (оправиться) в тех местах, где скопился наиболее плотный запах чужого человека. Таким образом она восстанавливает права на свою территорию. Соответственно не удивляйтесь, если в коридоре, в комнате, на диване или на кровати появятся такие следы. Это природный атавизм , который развит у вашей собаки достаточно сильно. Особенно ярко это проявляется, когда в гости пришли с собакой. Кстати, эта собака может сама отметить территорию в вашей квартире, т. е. “присвоить” ее себе.

д) При слишком большой нагрузке на нервную систему у собак может возникнуть реакция на оправление: крик, грубое физическое воздействие. Соответственно, если дома “порядок”, благоприятное и спокойное отношение между членами семьи, проблем не будет.

Примеры коррекционного воздействия при агрессивном поведении собаки.

а) Собака квартирного содержания как правило мало общается с себе подобными, соответственно, реакция на постороннее однополое животное у нее может быть неадекватной. Природные, территориально - иерархические особенности собаки в целом: завоевание территории выгула, дороги, тропинки для собак является для нее приоритетным.

Инстинкт - “выживает сильнейший” для нее биологически оправдан, а естественные пути воздействия на собаку здесь сводятся к минимуму. Поэтому коррекция поведения в этом случае связана с элементами жесткой дрессировки и постоянным контролем над собакой. Дрессировка собаки может заключаться в занятиях с аналогичной парой (человек и собака), выполняющей те же требования специалиста. Например, проходы с собаками на поводках навстречу друг другу. При более близком контакте каждый из владельцев после подачи предупреждающего сигнала резко одергивает собаку и, не останавливаясь, проходит мимо. При многократном повторении собаки будут ждать этого рывка и меньше реагировать друг на друга.

В некоторых, более сложных случаях (излишняя агрессия), при приближении можно перекрывать дыхание у собаки с помощью удавки. В дальнейшем у собак вырабатывается условный рефлекс, а впоследствии - “временной” навык - возможность прекращения доступа кислорода, если не выполняется команда. Однако при других раздражителях и условиях формирования связь может быть нарушена. Поэтому смена и увеличение количества раздражителей, а в дальнейшем возможность провести такую же работу в группе в этом случае очень актуальна.

б) При встрече незнакомого владельца с собакой на вашей территории или наоборот не допускайте натяжение поводка, а воздействуйте на свою собаку с помощью рывка. Натяжение провоцирует атаку. Собака чувствует, что она не одна, а находится в микро-стае. Если, по сути вы для нее не вожак, то собака сама примет решение о нападении.

в) Если собаки столкнулись, то не надо бежать к ним и разнимать, это тоже провокация на атаку. Для собак это уже полновесная драка, где участвуют четверо.

В природе вид “канис”, обычно обходится без драк, занимаясь только визуальной демонстрацией силы, после чего более слабый уходит. Лучше всего, если владельцы наоборот отойдут от собак, не подавая никаких сигналов. В этом случае собаки, лишаясь поддержки со стороны, расходятся. Трудность заключается обычно в том, что, прочитав эти строки, один владелец выполнит данные рекомендации, а другой нет. Соответственно, надо соизмерять размеры и вес собак. Бывает такое, что крупной собаке при первом эмоциональном всплеске достаточно просто щелкнуть зубами по холке или конечностям другой, чтобы нанести серьезную травму. Однако закон природы при равных возможностях особей действует почти всегда. Обычно в драке собак в большей мере виноваты сами владельцы, теша свое самолюбие и, порой, не осознавая этого.

г) Владельцу необходимо знать, что собаки обычно не трогают разнополых с ними животных и в данном аспекте почти не реагируют на щенков. Если собака находится без поводка, то ее нападение на собаку, находящуюся на поводке рядом с хозяином, маловероятно. При необходимости постоянно встречаться с другими владельцами необходимо снять собак с поводков, предоставив им возможность самостоятельно выяснить, кто кому будет подчиняться. Опыт учебно-дрессировочных площадок показывает, что такая форма научения дает положительные результаты. Собака “познав законы стайной иерархии” впоследствии не так активно реагирует на чужих.